ВЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ САТАНЫ Собеседник: Махарадж, каким образом явилась, возникла концепция добра и зла? Шрила Шридхар Махарадж: Она возникает, когда у нас появляется отдельный интерес, когда мы начинаем стремиться, начинаем преследовать отдельный интерес, когда мы отклоняемся от общего интереса и возникает сознание отдельного интереса. Конечно, подобная возможность была дана нам, поскольку мы - суть татастха-шакти (пограничная потенция). Татастха-шакти - это специфическое явление, поскольку она наделена способностью адаптации к двум сторонам в кутастха (в недеференцированном состоянии), когда отсутствует индивидуальность. В Бхагавад-гите сказано: "Существует два вида творения: статичное и динамичное, недифференцированное и динамичное". Все, что мы видим, принадлежит области кхары, а акхара (то, что не может быть распознано, увидено, дифференцировано) - однородная субстанция, природа которой непостижима для вас живых существ, а Я Господь нахожусь за пределами этих двух начал». Это значит за пределами Брахма-локи. Брахма-лока - акхара, а этот материальный мир – кхара (субстанция, подверженная изменениям и трансформациям). "В сфере Брахмана, Брахма-локи отсутствует трансформация, а Моя обитель находится за пределами и того, и другого. Таково Мое положение. Там Мое царство, Моя обитель. Ты можешь вступить в эту обитель и жить там счастливо. Это земля преданности, земля служения, а здесь земля, область самоутверждения. Та - земля самопредания Первопричине. Находиться в гармонии с волнами, исходящими из центра всего блага, всей любви, танцевать в волне этого любящего мира - вот что необходимо", - так нам говорят. Собеседник: В христианской теологии существует идея личности, олицетворяющей зло: Дьявол или Сатана. С нашей точки зрения существует ли... Шрила Шридхар Махарадж: Речь идет об олицетворенном искушении, о силе, которая отвлекает нас от универсальной гармонии с Богом. Адам и Ева жили счастливо на границе мира шаранагати, в пограничной зоне, в начале области самопредания. "Вы можете жить самостоятельно, - было сказано им Сатаной. - Зачем вам нужно упование на Бога? Воспользуйтесь своей свободной волей". Такого рода искушение, соблазн изошел от Сатаны. Они были соблазнены и сорвали плод древа познания добра и зла, приняли на себя ответственность: добычу хлеба насущного и так далее. Иными словами, они переложили ответственность на свои плечи, ответственность за свою жизнь, взяли в свои руки плод древа знания. А знание такого рода - попытка познать себя самостоятельно, не уповая на Бога - это самоутверждение, отклонение от шаранагати. Когда это произошло, они были вынуждены зарабатывать на хлеб насущный в поте лица, т. е. стали ответственны. Такова идея. Только эта трудность. Джая и Виджая тоже находились на границе, а не в области самой Вайкунтхи, и речь идет о буферной, пограничной зоне. Живые существа, обитающие в этой области, сталкиваются с подобными трудностями. Кали - это нечто вроде Сатаны, Майя. В целом Кали несколько отличается. Это принцип соблазна, соблазняющий принцип, влекущий, завлекающий, увлекающий выступать против воли Провидения. Это антибожественный принцип или принцип антибожественности. Это Майя, но и она также в конечном счете находится в юрисдикции Бога. Тем не менее существование Кали как соблазнителя дозволяется, а с другой точки зрения он помогает миропорядку, мироуправлению. Оппозиционная партия необходима хорошему правительству, хорошей администрации. Нечто в этом роде. 13 января 1982 Шридхар Махарадж Ведическая концепция Кали